Гвардейский миномет БМ-13 "Катюша"
Примитивные образцы ракетного были известны со времен Ивана Грозного. Разработка же образцов реактивной артиллерии,
известных во времена Великой Отечественной войны как "Катюша", началась в 1921 г. Но лишь спустя 20 лет, 21 июня 1941 г.,
было принято решение о серийном производстве нового оружия.
Реактивный снаряд "катюши" поражал цель на расстоянии до 8470 м. Боевая машина БМ -13 была создана к 1940 г. и представляла
собой 16 желобных Т -образных пусковых рельсов на раме с прицельными приспособлениями, устройством для поворота и подъема
установки и электрическим взрывателем - запалом для запуска Рсов, поставленных на шасси грузовика повышенной проходимости.
Первоначально установка предназначалась для "внезапного нападения на противника стрельбой осколочно - фугасными снарядами
калибра 132 мм". Затем задачи БМ - 13 были уточнены: уничтожение и подавление живой силы и артиллерии противника на открытом
месте или за легкими укрытиями, а также уничтожение танков и других мотомеханизированных средств в местах их сосредоточения.
На 22 июня 1941 г. в строю состояло 7 БМ - 13, проходящих испытания и 3000 снарядов БМ - 13. 1 - я экспериментальная батарея
была сформирована 28 июня и 14 июня 1941 г. впервые огонь по немецко - фашистским войскам.
С этого времени реактивные установки БМ - 13, переименованные скоро в гвардейские минометы, участвовали во всех больших
сражениях 1941 - 1945 гг. За это время было произведено 6800 БМ - 13 и до 6 мил, снарядов М - 13 потеряно в боях до 4000
установок. В 1943 г. началось формирование минометных бригад и дивизий. В гвардейскую минометную дивизию входило, помимо
двух бригад РСов, четыре полка БМ - 13 (96 машин). В мае 1945 г. Красная Армия имела 7 дивизий, 11 бригад, 114 отдельных
полков и 38 отдельных дивизионов "катюш", половина которых была укомплектована БМ - 13.
Базой для БМ - 13 сначала служил автомобиль ЗИС - 6. Затем установка ставилась на шасси трактора СТЗ - 5 НАТИ, американских
3 - осных автомобилей "Форд", GMС, автомобиле ЗИС/ЗИЛ - 151.
Личный состав реактивной артиллерии сперва набивался из слушателей Военной артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского
(офицеры) и 1 - го Московского Краснознаменного училища им. Л. Красина (сержанты). Рядовых в огневых батареях не было.
Курсанты носили форму своих учебных заведений с соответствующими петлицами. В дальнейшем гвардейцы - минометчики носили
знаки различия, петлицы и (с 1943 г.) погоны артиллерии.
Обладая большой маневренностью, сильным залповым огнем, БМ - 13 оказывала не только мощное физическое, но и моральное
воздействие на противника. Советские солдаты с воодушевлением восприняли появление БМ - 13 на фронте и дали грозному оружию
ласковое имя "Катюша". Но были у машин и существенные недостатки. Прежде всего, это низкая меткость огня: снаряды могли
разорваться в 200 м от цели. Кроме того, трудное место маскировки и большое время перезаряжения (в лучшем случае 5 - 10 минут)
давали противнику возможность обнаружить и уничтожить установку после первого же залпа.
Боевые машины переводятся в боевое положение за 2 - 3 минуты, заряжаются 5 - 10 минут, производят залп за 7 - 10 секунд.
Экипаж - водитель, командир (производит залп из кабины, где имеется рубильник электрозапала), а также приданный технический
персонал: несколько заряжающих, электрик, топограф, разведчик, связист и другие. Кабина и бензобаки защищены тонкой броней
от воздействия газовой струи при выстреле.
|
Иллюстрации:
|
|