Советский средний танк Т-34
Вошедший в историю мирового танкостроения знаменитый Т-34 был первым советским танком массового производства, который проектировался
и разрабатывался как оригинальная модель, без заимствования зарубежных конструкций. Средний танк Т-34 должен был сочетать качества
танка прорыва (скорость и хорошая броневая защита) и танка пехотной поддержки (маневренность и огневая мощь).
К концу 1939 г. группа конструкторов Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна во главе с М.И. Кошкиным, А.А. Морозовым
и Н.А. Кучеренко создали на основе колесно-гусеничных машин танк, принятый на вооружение 31 марта 1940 г. под названием "Средний танк
Т-34". Тогда же было налажено производство новой боевой машины, которая должна была стать основой бронетанковых сил Советского союза.
Вскоре после вторжения в СССР немецко - фашистские войска ощутили на себе боевые качества незнакомых им танков Т-34 (в советских
войсках к середине 1941 г. их было более 1200).
К августу 1942 г. конструкторское бюро ХПЗ и Уралмаша под руководством А.А. Морозова и Ю.А. Максарева разработали и выпустили в
производство новую модификацию Т-34 с шестигранной более высокой башней и цельнометаллическими дисковыми опорно - поддерживающими
катками с ребрами жесткости. В башне размещалась новая радиостанция и прежняя 76-мм пушка Ф-34. Один большой люк в башне был
заменен двумя маленькими круглыми. Осенью 1942 г. новая модификация (условно ее называют "образцом 1943 г.", хотя официального
названия модель не получила) стала поступать на фронт и скоро стала самой массовой. Средний танк Т-34 "образца 1943 г." прославился
в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге, в битве за Днепр и за Смоленск, при прорыве и снятии блокады Ленинграда, в тех
боях, которые определили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Танк Т-34 сочетал в себе высокие
показатели мощи огня, защиты и подвижности, успешно боролся почти со всеми образцами бронетанковой техники фашистской Германии
и ее союзников, Высокая технологичность, простота и надежность конструкции обеспечили ему репутацию лучшего танка своего времени.
Всего на заводах до середины 1944 г. (тогда производство Т-34 с 76-мм пушкой прекратили, поскольку велось расширенное
производство новой машины Т-34/85) было выпущено до 20000 таких машин. Вскоре для улучшения образа танк снабдили командирской
башенкой.
С середины 1943 г., когда немцы стали массированно применять тяжелые танки "Тигры" и "Пантеры", перед советскими конструкторами
стала задача - создать танк, способный бороться с ними. "Тигры" и "Пантеры" со своими пушками могли поражать советские танки на
больших дистанциях, в то время как 76-мм орудия отечественных Т-34 могли эффективно действовать против новых немецких танков
только с 500-600 м.
Очередная модификация Т-34/85 образца 1944 г. как раз и была тем танком на который возлагали свои надежды наши танкисты.
Ходовая часть и корпус практически осталась без изменений, на корпусе монтировались дополнительные топливные баки емкостью
270 л., а на корме помещались дымовые шашки. Увеличенная, по сравнению с прежними модификациями, башня позволила установить
мощную 85-мм пушку ЗИС-С-53, а также разместить пятого члена экипажа - заряжающего, что позволило командиру сосредоточиться
только на управлении боем. Экипаж размещался следующем образом: командир танка - в башне слева от пушки сзади, наводчик слева
от пушки спереди, заряжающий - справа от пушки, механик-водитель и пулеметчик-радист - в передней части корпуса.
Тактико - технические характеристики (Т-34/76)
Длина по корпусу с пушкой, м |
6,75 |
Ширина по гусеницам, м |
3,02 |
Высота по башне, м |
2,60 |
Боевой вес, т |
30,9 |
Экипаж, человек
(командир, заряжающий,
водитель, стрелок-радист) |
4 |
Двигатель: |
|
Тип |
дизельный В-2 |
Мощность |
500 л.с. |
Скорость по шоссе, км/ч |
55 |
Запас хода по шоссе, км |
465 |
Бронирование, мм: |
|
Корпус - лоб |
47-60 |
Борт и корма |
47 |
Верх и дно |
21 |
Башня - лоб и маска |
70 |
Борт |
52 |
Верх |
20 |
Вооружение:
1*76-мм пушка Ф-34 (100 снарядам); 2*7,62-мм пулемета ДТ (4725 патронов); 25 гранат Ф-1
Танк способен преодолевать ров до 2,5 м, стенки до 0,9 м, броды до 1,3 м, подъемы крутизной до 35 градусов.
Бронебойный снаряд танка поражает на дистанции 500 м 69-мм броню, на дистанции в 1000 м - 61-мм броню,
подкалиберный снаряд - соответственно с 92-мм и 60-мм броню, кумулятивный - 75-мм броню на всех дистанциях.
Тактико - технические характеристики (Т-34/85)
Боевой вес, т |
32 |
Длина машины, м |
8,15 |
Ширина машины, м |
3 |
Высота машины по башенке, м |
2,72 |
Экипаж, человек
(командир, наводчик,
заряжающий, водитель, пулеметчик) |
5 |
Двигатель |
|
Тип, мощность, л.с. |
дизель В-2, 34, 500 |
Скорость хода, км/ч |
55 |
Запас хода, км |
360 |
Бронирование, мм: |
|
лоб, борт, корма |
45 |
башня |
90 |
дно и верх |
20 |
Вооружение: |
85-мм пушкаЗИС-С-53 (56снарядов),
2 пулемета ДТМ (1953 патронов) |
|
Иллюстрации:
|
|