Главная // Проект // Интерактив // Техника // Документы // Участники // Ссылки по теме

// Обратная связь

 

На рубежах Москвы
В начале октября линия фронта неумолимо приближалась к Москве. В первых числах стало известно о прорыве фашистами Брянского и Западного фронтов. Москва становилась прифронтовым городом. Немецко-фашистское командование приступило к осуществлению так называемой операции "Тайфун" с целью захвата Москвы. Гитлеровцы имели численное превосходство в силах и вооружении. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник приблизился почти вплотную к Москве.
Направление главного удара на Москву немецкой авиации проходило через Павшино, Строгино, Щукино, Троице-Лыково, Серебряный бор - к Кремлю. Это был кратчайший путь на Москву, еще до войны освоенный международной авиацией, и именно это обстоятельство особенно тревожило наше командование.
Из Москвы и Московской области массовая эвакуация началась после того, как 10 октября Государственный Комитет Обороны постановил перебазировать из столицы в глубокий тыл металлургические заводы и все основные предприятия, производившие боевую технику, вооружение и боеприпасы. За полтора месяца было эвакуировано на восток около 500 крупнейших фабрик и заводов, более миллиона квалифицированных рабочих, инженерных и научных работников, много учреждений, театров, музеев. В городе оставались коммунальные предприятия, работники городского хозяйства, транспорта, торговли, хлебозаводов, лечебных учреждений.
В результате эвакуации заводов на некоторое время резко со-кратилось производство боеприпасов и вооружения, а необходимость в них была исключительная. Особенно нужны были армии новые виды вооружения: автоматы, реактивные установки и снаряды к ним, но-вейшие системы противотанковых орудий.
Московский Совет принял самые срочные меры к перестройке предприятий местной промышленности и городского хозяйства на производство боеприпасов и вооружения. На время пришлось отказаться от ремонта городского транспорта и производства предметов потребления. Зато производство автоматов, минометов, гранат, мин и снарядов было налажено даже на посудных и галантерейных фабриках. Игрушечные фабрики стала производить бутылки с горючей смесью.
Организации столицы заново создали после эвакуации военную промышленность и подготовили новые кадры квалифицированных рабочих, преимущественно женщин.
Относительное затишье наступило в боевых действиях под Москвой перед 24-й годовщиной Октябрьской революции. 3 ноября было принято Постановление о праздновании 24-й годовщины. Но некоторое ослабление в напряженности обстановки на подступах к Москве в начале ноября было явно временным. В то время немецкое командование быстро перегруппировывало силы и подтягивало резервы к Москве, готовясь к новым наступлениям. Наше Главное командование имело достаточно полное представление о намерениях гитлеровцев и возможностях, которыми располагала немецкая армия на московском направлении. 7 ноября на Красной площади состоялся парад войск. Этот парад имел большое значение, так как Гитлер неоднократно объявлял, что Москва уже пала. Все смогли убедиться, что эти высказывания ложны, и это еще больше воодушевило людей, вставших на защиту столицы. С парада боевые орудия уходили прямо на фронт. С 1 по 15 ноября Ставка ввела в состав Западного фронта несколько новых стрелковых, кавалерийских и танковых дивизий. Действующие части фронта пополнялись в этот период людьми и боевой техникой.
Чтобы обеспечить более благоприятные условия для руководства боевыми действиями войск, Ставка в середине ноября произвела некоторые организационные изменения в составе фронтов. Учитывая, что подвижные группировки немецких войск находятся на флангах Западного фронта, Ставка сосредоточила на этих направлениях значительную часть своих резервов. Так, например, в район Волоколамска направлялись одна танковая и пять кавалерийских дивизий. 14 ноября Военный Совет Западного фронта предупредил командующих армиями о возможном переходе противника в новое наступление на Москву. Военным советам армий было приказано тщательно проверить состояние обороны частей первого эшелона. Проверки, осуществляемые ими, имели большое значение, так как помогали выявлять и устранять недостатки, имевшиеся в организации обороны.
Успешное отражение наступления немецких воиск на Москву, по-полнение армии людьми и боевой техникой, накопление в тылу войск резервов Ставки значительно повысили моральное состояние войск и их боеспособность. Но в то же время было ясно, что неудачив этот период под Москвой не остановят армию Гитлера и в Москве активно готовились к решающим боям. Некоторая передышка в боевых действи-ях позволила организациям города в более спокойной обстановке эвакуировать из города нетрудоспособное население.
В Германском генеральном штабе, в штабах групп армий в начале ноября проходило обсуждение вопроса, что делать дальше. Существовало только два пути: переходить к обороне или продолжать наступление. Учитывая положение,которое складывалось на советско-германском фронте, некоторые немецкие генералы были за переход немецких войск по Москвой к обороне до весны будущего года. Но Гитлер руководствовался соображениями не столько стратегического, сколько политического характера. Переход к обороне на подступах к городу,до которого оставалось несколько десятков километров, по мнению Гитлера, означал бы признание провала "молниеносной войны", подрыв политического престижа Германии, что грозило большими внутригосударственными и внешнеполитическими осложнениями. Гитлер считал, что немецкие войска должны любой ценой взять Москву. Эту мысль он со всей решительностью высказывал 13 ноября на совещании командующих группами армий в Орше. Его под- держали командующий сухопутными силами Браухич, начальник генерального штаба Гальдер и командующий группой армий "Центр" Бок. Позже все они были сняты Гитлером со своих постов за поражение в битве под Москвой. Наступление решено было возобновить в середине ноября. Главные удары планировалось нанести по флангам Западного фронта с целью обойти Москву с северо-востока и юго-востока и окружить ее.
Вначале гитлеровцы намеревались затопить Москву вместе со всем населением. На совещании в штабе группы армий "Центр" Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель не смог бы покинуть его. Гитлер говорил: "Произведены необходимые приготовления к тому, чтобы Москва и ее окрестности с помощью огромных сооружений были затоплены водой. Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа." Затем, правда, убедившись, что это технически невозможно, было решено оставить в кольце окружения проход, чтобы дать возможность окруженным уйти на восток, а самим занять Москву. Предпринимая последнее наступление, немецкое командование отдало приказ опоясать Москву плотным кольцом войск по линии окружной железной дороги.
Новый план фашистских захватчиков заключался же в том, чтобы превратить Москву в руины, обрушив на нее тысячи тонн артиллерийских снарядов и авиационных бомб. При этом любая форма капитуляции окруженных войск и населения отвергалась.
В период до декабря 1941 года фашистами было предпринято еще немало попыток захвата Москвы. Так, 15-16 ноября было произведено наступление немецко-фашистских войск на Москву ударами 3-й и 4-й танковых групп, 18 ноября 2-я танковая армия возобновила наступ-ление юго-восточнее Тулы. Удар огромной силы, обрушенный в первые дни наступления, принес врагу успех. Советские войска вынуждены были отойти на широком фронте к Волге юго-восточнее г.Калинина (Твери) и с рубежа реки Ламы южнее Московского моря. В результате противник получил возможность развить успех на клинском направлении. Немцы рассчитывали прорвать оборону, вырваться на Волоколам-ское шоссе и двинуться к Москве. Группа истребителей танков 1077-го стрелкового полка 316-й дивизии совершила 16 ноября свой бес-смертный подвиг у разъезда Дубосеково. 28 человек приняли на себя удар 50 вражеских танков. Их ружейно-пулеметным огнем атака была отбита. Брошенные в бой противником 20 танков и новая группа ав-томатчиков также были остановлены. Гранатами, бутылками с горючей смесью и огнем из противотанковых ружей отважные панфиловцы под-били 14 танков, остальные повернули назад. После этого предпринималось еще две попытки преодолеть этот рубеж, но прорвать оборону так и не удалось. Этот бой длился 4 часа, враг потерял здесь 18 танков и десятки солдат. Впоследствии в Москве улица была названа именем Героев Панфиловцев.
Немцы были остановлены также на многих рубежах под Москвой и, даже учитывая, что перевес в орудиях и снарядах был на стороне фашистов, к началу декабря наступление гитлеровцев под Москвой было остановлено. Надежды врага захватить Москву не сбылись. Измотав и обессилив врага, советские войска перешли в контрнаступление и, разгромив группу армии Центр, вынудили его перейти к обороне. Победа под Москвой имела огромное стратегическое и политическое значение. Фронт был отодвинут на запад на 100-250 километров. Битва под Москвой оказала большое влияние на изменение обстановки на других фронтах Великой Отечественной войны и на весь ход второй мировой войны.
Стоит упомянуть о том, что в эти суровые для столицы дни ни на секунду не прекращалась рабочая и культурная жизнь столицы. Когда враг стоял у ворот города, деятельность государственных органов страны и города крайне затруднилась, но в Москве по-прежнему оставались и Политбюро ЦК, и Государственный комитет обороны, и Ставка Верховного Главнокомандования, и минимально необходимый для руководства страной и Вооруженными силами правительственный и военный аппарат. Центральные газеты ("Правда", "Красная звезда", "Известия", "Комсомольская правда", "Труд" и другие) по-прежнему регулярно выходили в эти дни. Они были немаловажным фактором в обеспечении спокойствия и дисциплины москвичей, высказывали твердую уверенность в том, что Москва не будет сдана врагу.
Правительство Москвы, проявляя особую заботу о сохранении творческих кадров и художественных ценностей, эвакуировало коллектив Большого театра в город Куйбышев (Самару).
В эвакуации коллектив работал год и девять месяцев. Здесь 5 марта 1942 года впервые в стране оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил Седьмую симфонию Д.Шостаковича. Исполнение симфонии стало выдающимся событием в музыкальной жизни страны и всего мира.
28 октября 1941 года в 4 часа дня прорвавшийся к Москве бомбардировщик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу, которая прошла между колоннами под фронтоном портика, пробила фасадную стену и разорвалась в вестибюле. Полностью разрушенными оказались скульптуры в нишах, лепнина, капители колонн портика, дубовые двери, оконные рамы, художественные торшеры. Была пробита и частично обрушилась стена главного фасада, разрушено перекрытие портика главного входа, обрушилось перекрытие вестибюля, повреждены балюстрада и ступени парадных лестниц, появились трещины на своде главного фойе, повреждена штукатурка, живопись свода и стен, появилась мелкая сеть трещин на плафоне зрительного зала. Воздушной волной были выбиты все стекла, разрушена сантехническая система и асфальтовое покрытие у театра площадью 250 квадратных метров. К счастью уникальная люстра театра в это время была спущена вниз и закрыта щитами.
Театр стоял темный, завешенный маскировочными сетями и казался мертвым. Но внутри холодного и неотапливаемого помещения сразу же начались ремонтные и реставрационные работы. Уже в феврале 1942 года здесь работала группа художников под руководством П.Корина. Реставраторы трудились по 10-12 часов в сутки, работая на строительных лесах под потолком над восстановлением живописного плафона зрительного зала, осторожно, стараясь не повредить авторский слой росписи, а также уникальную акустическую деку, находящуюся под плафоном. Всего за 240 дней, в тяжелых условиях военного положения, работы по реставрации плафона были закончены.
В 1941 году восстановили также роспись плафона главного фойе, провели позолотные работы в зрительном зале и его интерьерах, отделку дверей "под французский лак" и другие работы. Бригадой позолотчиков руководил известный мастер И.Пашков, работами по лепнине - скульптор Г.Мотовилов. Словно маг и волшебник, творил в это время чудеса архитектор театра А.Великанов: он делал бра из гипса, ввиду нехватки металла - из простого железа гнул красивые декоративные ручки. Выполненные им отдельные детали так вписались в интерьер Кавоса, что иногда нельзя было отличить подлинный, первоначальный, и восстановленный декор. Были восстановлены фасад здания и скульптуры в нишах.
Летом 1943 года в Москву вернулась часть коллектива, работавшая в Куйбышеве, а 26 сентября того же года спектаклем "Иван Сусанин" Большой театр вновь открыл свои двери для зрителей.
День 22 июня 1941 года грозовым аккордом ворвался в мирную деятельность Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Охваченые патриотическим порывом, многие ее студенты и преподаватели записались в народное ополчение, военнообязанные были призваны в ряды действующей армии. Консерватория свято чтит память тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость своей Родины. Имена хормейстера Г.П.Лузенина, певца А.И.Окаемова и других 65, павших в войну, навеки запечатлены на мемориальных досках, установленных в холле третьего этажа старого учебного корпуса.
С приближением неприятельских войск к столице в октябре 1941 года консерватория была эвакуирована в Саратов, где продолжала свою работу. В доме на улице Герцена, 13 оставалось только небольшое число сотрудников, которым поручили охрану здания и имущества.
Здание консерватории находилось под постоянной угрозой бомбардировок. Сотрудники и студенты консерватории, все, вплоть до директора, регулярно дежурили на крышах. На дом упало 17 фашистских зажигательных бомб; все они были обезврежены. Однажды огромная фугасная бомба поразила одно из соседних строений. Взрывной волной были выбиты все стекла консерваторного здания. С ливидацией непосредственной угрозы в столице в марте 1943 года открылось московское отделение консерватории, состоявшее из студентов старших курсов. С конца 1942 года консерваторцы группами стали возвращаться из Саратова в Москву. В сентябре 1943 года вся консерватория начала очередной учебный года в своем здании.
О суровых военных буднях консерватории писал органист Л.Ройзман: "Вспоминается зима 1942 года в Москве. Консерваторское здание не отапливается (хотя с марта этого года начали заниматься 4-й и 5-й курсы), на концертах в Большом зале все сидят в зимних пальто, военных шинелях. Афиши маленького размера, на плохой бумаге. Концерты начинаются в 6 часов вечера и нередко прерываются воздушными тревогами." В течение всех военных лет коллектив вел интесивную военно-шефскую работу: фронтовым бригадам приходилось выступать перед бойцами неподалеку от передовой, под угрозой вражеских бомбежек и обстрелов. Большое количество концертных бригад регулярно обслуживало воинсие части Московского гарнизона, аэродромы, раненых в госпиталях, коллективы оборонных предприятий. Консерваторская муза не замолкала даже в самые суровые дни войны, помогая людям ковать победу.
К сентябрю 1945 года - началу нового учевного года - все службы консерватории были полностью восстановлены. В ряды студентов влилась большая группа молодых людей, демобилизованных из армии.
Не прекращалась в годы войны и подготовка научных кадров. Только в МГУ за 1941-1945гг. было защищено 106 докторскиз и 520 кандидатских диссертаций. За эти же годы вузы столицы подготовили десятки тысяч различных специалистов.
В Москве уже с 1942г. действовали Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Театр драмы, Театр имени Евг.Вахтангова, Центральный театр транспорта, Областной театр юного зрителя и некоторые другие. Вскоре возобновили свою работу МХАТ, Театр им.Моссовета, Театр имени М.Н.Ермоловой и многие другие театры, вернувшиеся в 1943 году из эвакуации. Широкой популярностью пользовалась в это время пьеса К.Симонова "Парень из нашего города", поставленная Театром имени Ленинского комсомола. В 1942г. на страницах газеты "Правда" были напечатаны драма К.Симонова "Русские люди" и пьеса А.Корнейчука "Фронт". Сам по себе факт опубликования двух этих пьес в центральном органе партии свидетельствовал о том, какое большое значение имели произведения К.Симонова и А.Корнейчука для всей советской общественности. Эти пьесы, а также драма Л.Леонова "Нашествие" заняли самое заметное местов театральном репертуаре военных лет.
В Москве продолжала работать киностудия документальных фильмов, ставшая своеобразным штабом фронтовой кинохроники. Сюда стекались материалы, отснятые более, чем сотней операторов, снимавших боевые действия Красной Армии и партизан, и здесь монтировались киножурналы, короткометражные очерки, полнометражные документальные фильмы о важнейших сражениях Отечественной войны, такие как "Разгром немецких войск под Москвой" (1942 г.) режиссеров Варламова и Копалина, "Битва за нашу Советскую Украину" (1943г.) режиссеров Довженко и Ю.Солнцевой, "Народные мстители" (1943г.; фильм, составленный из съемок, сделанных в тылу врага) режиссера В.Беляева, "Сталинград" (1943г.) режиссера Л.Варламова, "Берлин" (1945г.) режиссера Райзмана и другие.
Был возобновлен выпуск фильмов для детей. Больших успехов в создании рисованных фильмов для самых юных зрителей достигла в эти годы киностудия Союзмультфильм.
В годы войны московские композиторы создали большое количество различных музыкальных произведений. Особенно большой популярностью как на фронте, так и в тылу пользовались песни: "Священная война" А.Александрова (на слова В.Лебедева-Кумача), "В лесу прифронтовом" М.Блантера (на слова М.Исаковского), "В землянке" К.Листова (на слова А.Суркова), "Шумел сурово брянский лес" С.Каца (на слова А.Софронова), "Жди меня" М.Блантера (наслова К.Симонова) и многие другие.

 

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
webmaster

    

Главная // Проект // Интерактив // Техника // Документы // Участники // Ссылки по теме

 
Hosted by uCoz